МНЕМОТЕХНИКА.
«Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому, что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому, что память о прошедшем делает нас умнее для будущего» (Плутарх)
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
n Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Карточки- схемы можно использовать
n для обогащения словарного запаса,
n при обучении составлению рассказов,
n при пересказах художественной литературы,
n при отгадывании и загадывании загадок,
n при заучивании стихов:
например, заучивание стихотворения Е.Трутневой « Осень»
1 - Стало вдруг светлее вдвое,
2 – Двор как в солнечных лучах –
3 - Это платье золотое
У берёзы на плечах
4 – Утром мы во двор идём –
5 – Листья сыплются дождём,
6 – Под ногами шелестят
И летят….летят…летят…
7 – Пролетаю паутинки
С паучками в серединке
8 – И высоко от земли
Пролетели журавли
9 – Всё летит!
Должно быть это
Пролетает наше лето.
Как определить индивидуальные особенности памяти ребенка?
& Определение кратковременной и долговременной памяти
Методика «10 картинок»
Подобрать 10 картинок с предметами, знакомыми ребенку.
Поочередно покажите их ребенку – каждую в течение 1-2 сек.
Затем спросите его, что он запомнил (в любом порядке).
Норма – 4-6 картинок.
Теперь покажите картинки, которые выпали из памяти ребенка. Через 10 минут попросите его вспомнить все картинки, которые он видел (изображения не показываются) и зафиксируйте результат. После повторного показа картинок ребенок воспроизводит 7-8 объектов. Через час предложите вспомнить все картинки.
Набор: кукла, слон, телевизор, собака, дом, корова, мяч, машина, утка, молоток.
& Оценка слуховой памяти - кратковременной и долговременной
Тест «10 слов»
Подготовьте список из 10 односложных и двусложных слов, знакомых ребенку (стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь). Предложите ребенку внимательно послушать список слов и постараться их запомнить. Затем спросите, что он запомнил.
Норма – 4-6 слов, более 6 – высокий показатель.
После этого тот же список слов зачитайте ребенку еще несколько раз, пока он не запомнит все слова. При каждом предъявлении читайте все слова, сначала по порядку с интервалом 1-2 сек.
Обычно к пятому повторению ребенку удается закрепить в памяти весь список. Через 30 минут вернитесь к этому упражнению и, не называя слов, попросите припомнить их. Затем через час после заучивания.
Для ребенка 6-7 лет долговременная память считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.
Методика обучения дошкольников на основе мнемотехнических приёмов позволяет одновременно развивать все психические процессы, общие способности и интеллект. Дети усваивают способы познания мира, способы обработки доступной информации.
Надеюсь, что информация была для Вас интересна и полезна.
Продолжение следует…