|
Суббота, 18.05.2024, 20:14 |
|
|
МнемотехникаМНЕМОТЕХНИКА.
«Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому, что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому, что память о прошедшем делает нас умнее для будущего» (Плутарх)
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. n Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Карточки- схемы можно использовать n для обогащения словарного запаса, n при обучении составлению рассказов, n при пересказах художественной литературы, n при отгадывании и загадывании загадок, n при заучивании стихов: например, заучивание стихотворения Е.Трутневой « Осень» 1 - Стало вдруг светлее вдвое, 2 – Двор как в солнечных лучах – 3 - Это платье золотое У берёзы на плечах 4 – Утром мы во двор идём – 5 – Листья сыплются дождём, 6 – Под ногами шелестят И летят….летят…летят… 7 – Пролетаю паутинки С паучками в серединке 8 – И высоко от земли Пролетели журавли 9 – Всё летит! Должно быть это Пролетает наше лето.
Как определить индивидуальные особенности памяти ребенка?
& Определение кратковременной и долговременной памяти Методика «10 картинок» Подобрать 10 картинок с предметами, знакомыми ребенку. Поочередно покажите их ребенку – каждую в течение 1-2 сек. Затем спросите его, что он запомнил (в любом порядке). Норма – 4-6 картинок. Теперь покажите картинки, которые выпали из памяти ребенка. Через 10 минут попросите его вспомнить все картинки, которые он видел (изображения не показываются) и зафиксируйте результат. После повторного показа картинок ребенок воспроизводит 7-8 объектов. Через час предложите вспомнить все картинки. Набор: кукла, слон, телевизор, собака, дом, корова, мяч, машина, утка, молоток.
& Оценка слуховой памяти - кратковременной и долговременной Тест «10 слов» Подготовьте список из 10 односложных и двусложных слов, знакомых ребенку (стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь). Предложите ребенку внимательно послушать список слов и постараться их запомнить. Затем спросите, что он запомнил. Норма – 4-6 слов, более 6 – высокий показатель. После этого тот же список слов зачитайте ребенку еще несколько раз, пока он не запомнит все слова. При каждом предъявлении читайте все слова, сначала по порядку с интервалом 1-2 сек. Обычно к пятому повторению ребенку удается закрепить в памяти весь список. Через 30 минут вернитесь к этому упражнению и, не называя слов, попросите припомнить их. Затем через час после заучивания. Для ребенка 6-7 лет долговременная память считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов. Методика обучения дошкольников на основе мнемотехнических приёмов позволяет одновременно развивать все психические процессы, общие способности и интеллект. Дети усваивают способы познания мира, способы обработки доступной информации. Надеюсь, что информация была для Вас интересна и полезна. Продолжение следует… |
|