Струкова Татьяна Николаевна
Образование: Высшее: Ростовский -на- Дону государственный университет имени М.А. Суслова. Геолого-географический факультет. Специальность географ-преподаватель . На протяжении 4-х лет преподавала географию в школе № 25 г. Ростова-на-Дону. Затем с 1990 года в течение 20 лет работала воспитателем в д/с № 56 Калининского района Санкт-Петербурга. С августа 2010 года и по настоящее время – старший воспитатель ГБДОУ д/с № 2.
- АППО «Современные подходы к организации социально - личностного
развития детей дошкольного возраста» 2010г - курсы 72 ч
-АППО «От ИКТ - компетентности к информационной культуре педагога» - курсы 72 ч
- АППО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» 2-х годичные курсы «Теория и методика обучения (дошкольное образование)» 2010-2012 гг - Диплом о профессиональной переподготовке
«Интерактивные технологии Mimio в образовательной деятельности дошкольного учреждения» -36ч с 28.11.2013г. по 30.12.2013г
Сфера моих профессиональных интересов:
-Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста
-Детское экспериментирование
- Воспитание любви к родному городу
-Мнемотехника – развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения, творческих способностей детей
«Создание методического сопровождения
в системе экологического воспитания
дошкольников»
Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша?
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира?
Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?
Как научить ребёнка самостоятельно решать возникающие проблемы, ориентироваться в окружающей обстановке и быть общительным?
На все эти вопросы поможет ответить экологическое воспитание.
В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Экологическое воспитание детей с раннего детства – одна из актуальных тем нашего времени. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе – залог выживания людей на нашей планете.
С 2004 года я являюсь участником творческой проблемной группы по экологии при НМЦ Калининского района под руководством О.А. Воронкевич. На протяжении многих лет педагоги разрабатывали перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – их опыт обобщен в книге «Добро пожаловать в экологию!». Эта технология разработана в соответствии с программой «Детство», её разделом «Ребёнок открывает мир природы». В книге представлены конспекты занятий, экологические игры и фольклорный материал по экологии.
Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития, накопление опыта гуманного отношения к живой и неживой природе, формирование основ экологически целесообразного взаимодействия с природой.
«Если вы хотите научить ребёнка логически мыслить, ведите его в природу»
К.Д. Ушинский
Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ:
-АНАЛИЗ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов).
-СРАВНЕНИЕ (дети находят сходство и различие различных природных объектов)
-УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания)
-ОБОБЩЕНИЕ (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Основные принципы построения технологии «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЭКОЛОГИЮ!»
v Системное строение природы
v Понятие «живое» как основа экологического образования
v Единство живой и неживой природы
v Приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону
v Единство человека и природы как основы экологического сознания
Перспективный план работы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста «Добро пожаловать в экологию» включает в себя три блока педагогического процесса:
1.Специально организованное обучение в форме занятий (бесед, игр- путешествий, экспериментов, наблюдений, прогулок)
2.Совместная деятельность взрослого с детьми
3.Свободная самостоятельная деятельность детей
Проблемная группа по экологии при ИМЦ Калининского района
Рабочие тетради «Добро пожаловать в экологию» по всем возрастам
«Наглядная информация для родителей» по всем возрастам от 3-х до 7 лет
Динамические модели «Добро пожаловать в экологию»
Находясь в постоянном творческом поиске, педагоги творческой
группы, возглавляемой
О.А. Воронкевич,
разработали новый дидактический материал для детей 4 – 5 лет «Коллажи, мнемотаблицы, модели,
пиктограммы»
Коллажи и мнемотаблицы широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребёнка формируются экологические представления, расширяется словарный запас, развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.
Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нём, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребёнка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз и предстоит маленькому исследователю. Таким образом, развивается самостоятельность и познавательная активность ребёнка. Помимо мнемотаблиц и коллажей, в пособии представлены наглядные модели – условные схематические изображения явлений природы, признаков сезона. Они помогают сформировать у ребёнка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Модели используются в ходе совместных бесед, наблюдений, занятий с детьми, а затем помещаются на панно в уголке природы, где дети самостоятельно их рассматривают.
Мои методические разработки в этом пособии представлены пиктограммами для заучивания детьми двух стихотворений «Здравствуйте» В. Данько, «Кап! Кап! Кап!» Н.Нищева
Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию у детей слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.
Работу с пиктограммами можно построить по следующему алгоритму:
v Прочитать стихотворение или загадку вслух
v Выделить в каждой строке главное, ключевое слово. Представить его в виде символа или
рисунка
v Прочитать стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму
v Рассказать стихотворение или загадку наизусть с помощью пиктограммы.
Представленные в пособиях пиктограммы к стихам, загадкам, пословицам, поговоркам по временам года, а также пальчиковые игры и физкультминутки, помогают повысить или удержать умственную работоспособность детей, обеспечивают кратковременный активный отдых во время занятий.
Большую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играют родители.
Взрослые должны помнить о том, «что без экологических знаний сегодня жить невозможно, что они нужны нам – людям, как воздух, как лекарство от болезней, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому – к Природе» (В.А. Алексеев). Ребёнок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире.
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней»
Л.Н. Толстой
Хотелось бы осветить еще один аспект моей профессиональной деятельности. Начав свою трудовую деятельность в детском саду в 1990 году, я не задумываясь выбрала экологическое воспитание в качестве методической темы, это связано с тем, что по образованию я географ, 4 года работала в школе и учила детей географии.
Меня всегда интересовали вопросы охраны природы, бережное отношение к ней всех людей, живущих на планете Земля. Хотелось, как и всем людям, работающим с детьми, видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
В течение многих лет я занималась экспериментальной деятельностью с детьми, разрабатывая методическую тему: «Экспериментирование как средство формирования основ экологической культуры».
По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «… в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого. Но
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать», - писал В. Сухомлинский. Психологи подчеркивают, что для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только тогда усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
«ЧТО Я СЛЫШУ – ЗАБЫВАЮ.
ЧТО Я ВИЖУ – Я ПОМНЮ.
ЧТО Я ДЕЛАЮ – Я ПОНИМАЮ» Конфуций
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
К.Е. Тимирязев писал: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне с теми, кто такой школы не прошёл».
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ведущий вид деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование стимулирует не только любознательность ребёнка,
в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Дети очень любят экспериментировать, им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование является ведущим в дошкольном возрасте, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Докажем это.
1. В деятельности экспериментирования ребёнок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы.
2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте позволяют производить новые, более сложные и совершенные пребразования.
3. Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом, экспериментирование способствует этому.
4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в т.ч. игровую, трудовую, развитие речи, изобразительную деятельность, связано с формированием элементарных математических представлений
Таким образом, можно утверждать, что наблюдения и опыты составляют основу всякого знания.
Отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больший «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Таким образом, детское экспериментирование строится по определённому алгоритму:
v Ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить
v Предлагает возможное решение
v Проверяет это предположение через опыт
v Делает выводы по результатам опыта
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе мною была создана экспериментальная лаборатория «ПОЧЕМУЧКА», уголок экспериментирования, где собрано необходимое оборудование для игр, опытов и экспериментов по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», различный бросовый материал. В уголке экспериментирования представлены правила работы с различными материалами.. Мною были изготовлены коллажи, рассказывающие о свойствах различных материалов: бумаги, стекла, древесины, песка, глины и др.
Для того, чтобы каждый ребёнок смог почувствовать себя настоящим учёным, исследователем, первооткрывателем, у каждого есть свой бейджик с фотографией, где написано:
«Сотрудник экспериментальной
лаборатории Почемучка».
Проводить эксперименты и опыты с бейджиком на груди очень нравится детям. У каждого есть индивидуальный « Дневник опытов и экспериментов», где ребятки могут фиксировать свои наблюдения, делать зарисовки и записи.
Всем нам известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
На 1 международной научно-практической конференции «Формирование экологической культуры подрастающего поколения» 22-23 ноября 2013 года в Географическом обществе
А.А. Гайдаш - главный редактор детского экологического журнала «У Лукоморья», главный редактор газеты «Экология Балтики»